Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Доступная среда

Обеспечение доступа в здание ДОО инвалидами и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

 

“Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб”

В.В. Путин

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

  • Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
  • Инвалиды с нарушением зрения и слуха
  • Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
  • Временно нетрудоспособные
  • Беременные женщины
  • Люди с детскими колясками
  • Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Согласно образовательной политике Российской Федерации, “особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…”

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Развивающая предметно – пространственная среда

В современном образовании поставлена цель – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому детский сад принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги организации должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Значения условных обозначений категорий инвалидов:

  • Инвалиды с нарушением слуха
  • Инвалиды с нарушением зрения
  • Инвалиды с нарушением интеллекта
  • Инвалиды на кресле-коляске
  • Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата

Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Предоставление услуг на объекте Учреждения

  • Автостоянка (места) для инвалидов – отсутствует.
  • Вертикальный подъемник с навесом – отсутствует.
  • Адаптированные лифты – отсутствуют.
  • Раздвижные двери – отсутствуют.
  • Сменные кресла – коляски – отсутствуют.
  • Кнопка вызова персонала – отсутствует.
  • Вывеска со шрифтом Брайля на контрастном фоне – имеется.
  • Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) – отсутствуют.
  • Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ  – отсутствуют.
  • Сурдопереводчик, тьютор  в штате  – отсутствуют.
  • Предоставление услуг в дистанционном режиме – не предоставляются.
  • Предоставление услуг по месту жительства инвалида – не предоставляются.
  • Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствует.
  • Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предоставляется
  • Доступ к электронным образовательным ресурсам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – имеется (официальный сайт Учреждения)
  • Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствуют.
  • Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствуют.
  • Специально оборудованные учебные кабинеты – отсутствуют
  • Специальные условия питания – отсутствуют

Нормативно – правовая база

Приказ департамента Белгородской области от 18.08.2016 №2678 “Об утверждении Положения о правах детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Белгородской области”.

Приказ департамента образования Белгородской области  от 30.08.2016г. №2780 Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») на 2016-2020 годы».

Постановление правительства Белгородской области от 21.09.2015г № 346-пп «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сферах социальной защиты, труда, занятости, здравоохранения, образования, культуры, транспортного обслуживания, связи и информации, физической культуры и спорта, торговли, жилищно-коммунального хозяйства и градостроительной политики».