Доступная среда
Обеспечение доступа в здание ДОО инвалидами и лиц с ограниченными возможностями здоровья
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
“Доступность – это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб”
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
- Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
- Инвалиды с нарушением зрения и слуха
- Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
- Временно нетрудоспособные
- Беременные женщины
- Люди с детскими колясками
- Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, “особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…”
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Развивающая предметно – пространственная среда
В современном образовании поставлена цель – обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому детский сад принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги организации должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Значения условных обозначений категорий инвалидов:
- Инвалиды с нарушением слуха
- Инвалиды с нарушением зрения
- Инвалиды с нарушением интеллекта
- Инвалиды на кресле-коляске
- Инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Предоставление услуг на объекте Учреждения
- Автостоянка (места) для инвалидов – отсутствует.
- Вертикальный подъемник с навесом – отсутствует.
- Адаптированные лифты – отсутствуют.
- Раздвижные двери – отсутствуют.
- Сменные кресла – коляски – отсутствуют.
- Кнопка вызова персонала – отсутствует.
- Вывеска со шрифтом Брайля на контрастном фоне – имеется.
- Спецоборудование для массовых мероприятий (звукоусилители) – отсутствуют.
- Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ – отсутствуют.
- Сурдопереводчик, тьютор в штате – отсутствуют.
- Предоставление услуг в дистанционном режиме – не предоставляются.
- Предоставление услуг по месту жительства инвалида – не предоставляются.
- Библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствует.
- Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предоставляется
- Доступ к электронным образовательным ресурсам для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – имеется (официальный сайт Учреждения)
- Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствуют.
- Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – отсутствуют.
- Специально оборудованные учебные кабинеты – отсутствуют
- Специальные условия питания – отсутствуют
- Обеспечение условий для беспрепятственного доступа в здание образовательной организации — отсутствуют.
- Количество жилых помещений в образовательной организации приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — отсутствуют.